четверг, 4 апреля 2019 г.

Страничка для родителей

 

Школьникам и их родителям

«О здоровом питании»

 Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих детей. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные «вкусности», а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.

Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома.

Информация, обрушившаяся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?

Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь?» Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более.

Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития.

По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда.

Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Задача родителей – накормить ребёнка правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».

Составляя рацион для школьника, необходимо помнить о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.

 Чем кормить школьника?

По мнению врачей-педиатров, каждый ребенок должен получать с едой полный набор необходимых микроэлементов и витаминов.

1. На столе в обязательном порядке должны быть молоко, творог, масло - в них содержится витамин A, важный для иммунитета, зрения, работы желудочно-кишечного тракта. Провитамин А, из которого в организме синтезируется витамин A, есть в шпинате, моркови, помидорах, салате, зеленом горошке, петрушке, фасоли.

2. Многие мамы, боясь, что ребенок потолстеет, ограничивают его в хлебе.

На самом деле хлеб детям необходим - в нем есть витамин B1, ответственный за выносливость, крепкую нервную систему, нормальный обмен веществ. Без него школьник будет быстро уставать и не осилит науки. Врачи-педиатры советуют приучать ребенка к хлебу пшеничному из муки грубого помола или ржаному (если нет запрета или ограничений со стороны гастроэнтеролога!) - именно в данных изделиях больше витаминов группы B. Крупы, дрожжи, горох, свинина, курятина тоже содержат витамин B1. Необходим растущему организму и витамин B2 (участвующий в белковом обмене) - его необходимо искать в твердом сыре или мясе.

3. Чтобы частые простуды не выбивали школьника из учебной колеи, обеспечьте его запасами витамина C - цитрусовыми, сладким перцем, капустой, клюквой, черной смородиной, крыжовником, малиной, другими фруктами и ягодами.

4. Выходить к доске, как на праздник, поможет витамин Р укрепляющий нервы. Его источники - рис, картофель, пшено, ячмень.

5. Нужен детворе и витамин K, для обеспечения нормальной свертываемости крови. Это vita-вещество находится в зеленых лиственных овощах.

6. И, конечно, ребенку нужно хорошо расти. В этом ему помогут витамин Е (зеленый горошек, растительные масла, орехи, семена подсолнечника) и витамин D - он находится в яйцах (вот почему их надо давать школьнику как минимум 2-3 раза в неделю!), сливочном масле, всех видах сыра, рыбьем жире, кукурузе, пророщенных зернах пшеницы, оливках.

7. Важны для подрастающего поколения и микроэлементы - калий, кальций, фосфор, магний, цинк, йод, медь, железо. Их поставщики - фрукты, овощи, молочные продукты.

Составляя меню школьника, следите, чтобы он получал необходимое количество углеводов,  белков и жиров, причем не только животных, но и растительных.

Вышеуказанный полезный набор актуален для школьников всех возрастов, отличие лишь - в размере порций.

Первоклассникам (6 лет) будет достаточно 2000 ккал, ученикам младших классов (7-10 лет) - 2350 ккал, школьникам (11-13 лет) - 2500 ккал, подросткам от 14 лет и старше - девушкам 2600 ккал  и юношам 3000 ккал.

Если школьник занимается спортом, энергетическая ценность его рациона должна быть на 300-500 ккал больше. И, конечно же, весь витаминно-минеральный состав не проглатывается за один раз - школьники должны кушать 4-5 раз в день.

 Режим и организация питания школьника

Даже если ребенок получает весь витаминный арсенал, он может болеть. Важно, в какое время ребёнок получает те или иные продукты.

Например, если часто пропускает занятия из-за насморка (хотя содержащие витамин C фрукты поглощает каждый день), виноват может быть неправильный завтрак. При хроническом насморке не следует утром кушать творог, йогурт, твердый сыр, сырые овощи, цитрусовые, бананы. Их нужно есть позже - на второй завтрак или не полдник. Утро в этом случае надо начинать с каш (овсяной или пшенной). Причем геркулес стоит варить, а не запаривать водой или молоком: потребуется больше энергии для его переваривания.

Важно сколько ребенок пьет воды. У растущего организма немалые потребности в воде. Ученики младших классов должны в день выпивать не менее 1-2 л, а старшеклассники - 2-2,5 л. Для этого кладите в портфель бутылочку с чистой водой.

А вот от спрайта, фанты и прочих сладких газировок, изобилующих синтетическими элементами, детишек желательно ограничить. У ребятишек есть тяга к сладкой воде - уж очень она вкусна. Однако, вкусное обязано быть еще и полезным. Сладкие газированные напитки лучше заменить натуральным квасом, - это энергетический продукт, богатый витаминами, поэтому он очень нужен детям и подросткам.

 Заметили, что питание рифмуется с воспитанием? Огромное значение имеет психологическая «погода»: то, как подается еда и в какой обстановке поедается.

Детвора обладает природным чутьем что, когда и как им необходимо есть. Родители, увы, частенько их одергивают, лишая полезных привычек. Так, многим детям нравится жевать хлеб после, а не во время еды (что отлично сказывается для его усвоения). Взрослые же заставляют заедать хлебом различные блюда.

Часто детишки едят медленно, тщательно пережевывают пищу. Родители подгоняют их - от этого у детей портятся желудки. Нередко ребенок чувствует, сколько надо ему съесть, и большую порцию, отставляет в сторону. А родители заставляют съедать все. Отсюда у многих дошколят и школьников лишний вес. Впрочем, цивилизация берет свое - у детей формируются вредные пристрастия в питании. И в каждом возрасте - свои.

 Вредные привычки в питании школьников

У младших школьников проявляется непомерная тяга к киндер-сюрпризам, шоколадным батончикам и прочим соблазнам в ярких обертках. При этом 7-9-летки могут с большой неохотой есть картошечку, котлетки, приготовленные дома.

Почему? Ребятишкам сахар нужен для нормального роста, поэтому в обожании шоколадок нет ничего необычного. Плюс ко всему для детей в еде важна эстетика их привлекает все необычное и феерическое. Но есть и более глубинные причины. Возможно, родители перекармливают ребенка, заставляют его есть. Вот у него и формируется протест против супов да отбивных, а выражается он в тяге к конфетам да эклерам.

Что делать? Многие фабричные сладости содержат химические добавки, абсолютно не нужные детскому организму. Ребятишек стоит отучать от покупных лакомств. Как именно - это дело каждой семьи, тут подход индивидуальный. Главное - без давления и угроз. Попробуйте метод замещения: вместо магазинных кондитерских чудес предлагайте ребенку домашние пироги, торты. Чаще покупайте фрукты, ягоды, а также изюм, курагу, прочие натуральные вкусности. Кстати, чрезмерная любовь к сладкому может сигнализировать о сбоях в организме (к примеру, о наличии гельминтов). Поэтому, если ребенок ест конфеты килограммами, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Подростков-мальчиков теперь не нужно заставлять есть - тинейджеры кушают часто и с завидным аппетитом. Но есть другой нюанс. По данным социологических опросов, слабоалкогольные напитки школьники пробуют уже с 10-13 лет. Между тем, одна бутылка легкого слабоалкогольного напитка (в зависимости от крепости) равна 50-100 г водки! Алкоголь даже в  слабой концентрации уничтожающе действует на печень и подавляет выработку половых гормонов — как у юношей, так и у девушек. Посему пить его во время полового созревания нельзя.

Почему? Любой хмельной напиток на время вызывает эйфорию, заглушает психологические проблемы. А их в переходном возрасте много - неуверенность в себе, неумение общаться с окружающими и др. К тому же, алкоголь объединяет. Отрокам, которым важно «кучковаться», бутылка джин-тоника, пусть ненадолго, но помогает найти общий язык друг с другом, стать частью компании.

Что делать? Лучшая защита - это профилактика. Постарайтесь найти контакт со своим ребенком и рассказать о вреде алкоголя. Конечно же, по-дружески, без высокомерия и ультиматумов. Политика ремня и нотаций даст обратный эффект. А если это все-таки произошло, нужно увидеть психологическую причину, откровенно поговорить с ребенком, возможно, обратиться за помощью к специалисту.

У подростков-девочек иная проблема. Чтобы стать стройнее или сохранить фигуру, они исключают из своего рациона различные калорийные продукты, а порой и вовсе отказываются есть. Медики считают, что любые диеты для похудения школьницам противопоказаны - это сказывается на развитии, росте, в целом ухудшает состояние здоровья. Но мечта об идеальной фигуре оказывается сильнее разумных доводов.

Почему? Проблема тоже психологическая - комплекс неполноценности, страх оказаться отвергнутой, не вписаться в стандарты общества, неприятие своей женской сути или нагрянувших физиологических перемен.

Что делать? Направить все силы, дабы повысить у девушки самооценку: хвалить ее внешность, обаяние, способности. Склонную к полноте барышню можно записать на восточные танцы, чтобы она поняла плюсы своего телосложения и почувствовала себя привлекательной.

Ключ без права передачи в каждой семье свой. Внимание и чуткость - это, пожалуй, основные условия для того, чтобы ребенок в любом возрасте радовал отменным аппетитом.

Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.

 

В декабре 2019 г (3 класс) - антропометрия обучающихся.
 Результаты записаны в дневниках обучающихся.
 
 
 
 


Памятка для родителей «О пользе профилактических прививок»
В настоящее время во всем мире вакцинация признана наиболее эффективным и экономически оправданным способом борьбы с инфекционными болезнями. Она обеспечивает защиту от большинства инфекционных заболеваний и позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от инфекционных болезней в мире. 
         Несмотря на то, что средние уровни охвата прививками детей в России и Ивановской области достаточно высоки выше 95%, до настоящего времени остается значительное число детей и взрослых, не привитых от различных инфекций в связи с отказами. Родители, которые отказываются от проведения прививок, подвергают риску здоровье и жизнь своих детей.
         Отказы от прививок могут осложнить эпидемиологическую ситуацию и привести к возникновению вспышек инфекционных болезней, поскольку активные миграционные процессы среди населения способствуют завозу тех или иных инфекций с территорий стран, где иммунопрофилактика недостаточно развита.
Сроки и последовательность проведения прививок определены приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Приложение). Иммунизация
в рамках национального календаря профилактических прививок проводится против 12 инфекций: столбняка, дифтерии, коклюша, кори, эпидемического паротита, вирусного гепатита В, пневмококковой инфекции, полиомиелита, туберкулеза, краснухи, гриппа, детям из групп риска против гемофильной инфекции.
         Вакцинация от гриппа проводится детям с 6 месяцев, учащимся
1-11 классов, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
         Вакцинация бывает как однократной (корь, паротит, туберкулез), так и многократной (полиомиелит, АКДС). Кратность говорит о том, сколько раз должен ребенок получить вакцину для образования иммунитета. ОПАСНО прерывать начатую схему вакцинации, в особенности против дифтерии,
т. к. получение ребенком недостаточного количества вакцины (например, 1 раз вместо 2-х при АДС-М), может привести не к выработке иммунитета,
а к неадекватно тяжелой реакции при встрече с возбудителем (токсическая форма дифтерии), что гораздо опасней простого заболевания. Поэтому, раз уж вы начинаете делать прививку, то делайте ее полностью.
Ревакцинация - мероприятие, направленное на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями. Обычно проводится через несколько лет после вакцинации.
При введении вакцины происходит выработка иммунитета на её компоненты, в результате образуются антитела, которые живут в организме. Они строго индивидуальны для каждого возбудителя, при встрече с ним очень быстро подавляют его и не дают болезни развиться. Справившись с задачей, защитники не исчезают: они еще долго - несколько лет, а то и всю жизнь - готовы противостоять вредителям. Это и называется иммунитетом к конкретной болезни. Таким образом, удается успешно бороться с вирусами кори, краснухи, полиомиелита, ветряной оспы, паротита, гепатита В и бактериями возбудителями туберкулеза, коклюша, дифтерии, пневмококка, гемофильной инфекции, столбняка и других болезней.
Чем же опасны заболевания, прививки против которых включены в Национальный календарь профилактических прививок России?
ТУБЕРКУЛЕЗ – заболевание поражает легкие и бронхи, возможно поражение и других органов. Развитие генерализованных, часто устойчивых к антибиотикам форм, в том числе туберкулезного менингита.
ОСТРЫЙ ГЕПАТИТ В – тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит «В» в 50-90% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем.
ДИФТЕРИЯ – острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением сердечно-сосудистой системы (миокардит), периферических нервов (полинейропатия), поражением почек. Частота летальных исходов до 10%.
СТОЛБНЯК – заболевание поражает нервную систему и сопровождается высокой летальностью вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы.
КОКЛЮШ – инфекционное заболевание дыхательных путей. Опасным является поражение легких (бронхопневмония). Из других осложнений наблюдается острый ларингит со спазмом гортани (т.н. «ложный круп»), бронхиты, остановка дыхания. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы.
ПОЛИОМИЕЛИТ - острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систему. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.
КОРЬ – заболевание осложняется развитием отита, пневмонии, энцефалита. Риск тяжелых осложнений особенно высок у маленьких детей.
ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ (СВИНКА) – осложняется серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка, перенесенная в детстве, является одной из причин развития мужского и женского бесплодия.
КРАСНУХА – в детстве заболевание протекает относительно легко, но представляет большую опасность для беременных, которые заражаются от больных детей. Заболевание краснухой беременных очень часто приводит к развитию множественных уродств плода, выкидышам и мертворождениям.
ПНЕВМОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ - группа заболеваний, проявляющихся различными гнойно-воспалительными процессами в организме. Протекает в легких по типу крупозной пневмонии, в центральной нервной системе по типу гнойного менингита, сепсиса. Пневмококк остается ведущим возбудителем острого синусита, острого среднего отита, конъюнктивита у детей.
ГРИПП - при тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы.
ГЕМОФИЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ – гнойные менингиты у детей до 6-ти лет.
         Если все же у Вас возникают сомнения в необходимости проведения профилактических прививок, не спешите подписывать отказ. Для начала проконсультируйтесь с врачом-педиатром, соберите полную информацию об опасности инфекционного заболевания, необходимости проведения прививки, последствиях отказа от нее, возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях. Не забывайте, что именно Вы несете ответственность за свое здоровье и здоровье Вашего ребенка!

Комментариев нет:

Отправить комментарий